Вчера Папа Римский Франциск подтвердил готовность обсудить переход на единый день Пасхи для Православной и Римско-Католической церквей. Ради этого католическая церковь готова отказаться от использования своей системы расчета дня Пасхи. Но откуда возникло разночтение в определении даты самого главного христианского праздника и как его пытались разрешить раньше.
Пасха — это самый древний и самый главный христианский праздник. Отмечать ее начали еще в апостольские времена. Установлена Пасха в честь Воскресения Иисуса Христа — центрального события христианского учения.
Само название праздника происходит от еврейского “Песах” — еврейской Пасхи. Она установлена в память об исходе еврейского народа из Египта. У христиан же Пасха приобрела совершенно иное значение. Дата христианской Пасхи вычисляется по лунно-солнечному календарю и каждый год попадает на разные числа. Такие церковные праздники называют переходящими.
Пасхальный спор
Стройная система определения дня Пасхи сложилась далеко не сразу. Так как Иисуса Христа распяли в день празднования Песах (в пятницу), то в I—II веках христиане ориентировались на еврейскую пасху. Воскрешение пришлось на “следующий день после субботы”, поэтому праздник приходился на первое воскресенье после еврейской Пасхи. Но в те времена не существовало строгой системы вычисления дня Песаха. Иудеи соседних городов могли праздновать свою Пасху в разные дни, а христиане-соседи ориентировались на них.
Со временем разные Поместные Церкви стали уходить друг от друга в выборе дня Пасхи. Возник так называемый “пасхальный спор”.
Христиан Малой Азии называли четыренадесятниками за то, что они придерживались традиции отмечать Пасху после 14 числа месяца нисана — дня еврейской Пасхи и даты распятия Христа. Именно такую традицию считал правильной Иоанн Богослов.
Западная церковь испытывала меньшее влияние иудаизма. Она считала датой “еврейской Пасхи” первое полнолуние после дня весеннего равноденствия. День равноденствия считался началом года, а если ориентироваться на Песах, то выпадали годы, когда пасху приходилось отмечалать дважды, а в другие — ни разу.
Кстати, название праздника в римской традиции ушло от иудейского произношения, превратившись с “истер”. По одной из гипотез, это название происходит от имени языческой богини в честь которой в староанглийском языке назывался месяц апрель. С приходом христианством апрель стал называться “месяцем пасхи”, так и переплелось имя языческой богини с главным христианским праздником.
Старый разговор
Впервые заговорили про единый день христианской Пасхи в восточных и римской церквях еще в 155 году. Для этого епископ Смирны Поликарп специально отправился к римскому епископу Аникету. В 190–192 годах римский епископ Виктор, посещая церкви Малой Азии, настаивал на том, чтобы они начали праздновать Пасху по римской традиции.
В 325 году на Никейском (Первом вселенском) соборе все христианские епископы согласились отмечать Пасху в единый день: первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего за днем весеннего равноденствия. При этом была осуждена практика ориентации на еврейскую Пасху, если она выпадала до дня равноденствия.
Дату весеннего равноденствия должен был вычислять александрийский епископ. Ее он сообщал Риму, и это обеспечивало единый день для праздника. Но общение между Римом и Востоком вскоре стало натянутым и прекратилось вовсе. Каждая сторона стала по-своему определять день весеннего равноденствия.
В первой половине VI века Дионисий Малый по поручению Папы Римского разработал новые пасхальные таблицы. При этом он опирался на александрийскую систему расчетов. С этого времени Пасха в большей части христианского мира вновь начала праздноваться в один и тот же день.
Александрийская система определения пасхи (Пасхалия) основана на сложных расчетах и не учитывает постепенное смещение дня весеннего равноденствия. Со временем накопился заметный временной промежуток между вычисляемыми по юлианскому календарю и реальными астрономическими событиями (днями равноденствия и полнолуния).
В 1582 году папа Григорий XIII ввел новую систему вычисления Пасхи. Она получила название григорианской и основана на наблюдениях за реальными астрономическими явлениями. В соответствии с этой системой был изменен весь календарь. Пасха по григорианскому календарю в 30% случаев совпадает с восточной, а в 45% — опережает ее. По григорианской системе христианская пасха нередко празднуется раньше иудейской, что противоречит хронологии крестных событий.
Папа Григорий XIII направил послов восточному патриарху — Иеремии, предложив принять новую Пасхалию. Но поместный собор восточных патриархов в 1583 году предал анафеме всех тех, кто примет новую традицию.
В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV попытался ввести “новоюлианский календарь”, совпадающий с григорианским до 2800 года. Но большинство восточных церквей осудили его. В итоге среди них произошел серьезный раскол, последствия которого наблюдаются и по сей день.
Сегодня Пасху по юлианскому календарю (мы ее называем православной Пасхой) продолжают праздновать только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви, а также Афон. Такие православные конфессии, как Константинопольская, Финская, Элладская и Румынская, перешли на новоюлианский календарь и праздную Пасху в один день с католиками. Украинские греко-католики отмечают Пасху в один день с украинскими православными, в то же время белорусские католики ориентируются на Рим.
Кстати, если вы работаете на компьютере Маc или на вашем ПК установлена Linux, то можете легко рассчитать день католической и православной Пасхи. Для этого в терминале введите:
для православной Пасхи: ncal -o год
для католической Пасхи: ncal -e год
год — обозначение года из четырех чисел, например, 2015. Если год не указан, то дата Пасхи рассчитывается для текущего года.
В чем корень проблемы
Вы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что разница в датах празднования христианских праздников происходит от высокой духовности и ярой приверженности традициям. На самом деле, главную роль здесь играют политические интересы и личные амбиции церковных иерархов.
Разделение и последующее удаление церквей произошло в соответствии с принципом “Разделяй и властвуй”. Люди, облеченные властью над духовной жизнью народов, но сами лишенные духовности, воздвигли мощную стену между христианами. Разделили их на восточный и западный миры.
И сегодня многие представители христианских церквей продолжают защищать и укреплять эту стену, используя современные технологии воздействия на массовое сознание.
На этом фоне заявление Папы Франциска о готовности отказа Римской церкви от одной из главных ее традиций ради сближения Запада и Востока выглядит настоящим подвигом.